Версия для печати
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
-
Мирное небо над головой в мае 1945 года – героический подвиг, который совершили миллионы людей. Победа ковалась и в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского. Прежде всего вклад ЦАГИ был связан с работами по фронтовым самолётам, но подвиг наших ветеранов куда масштабнее. Тем важнее сегодня рассказать об этом. Чтобы помнили и продолжали славную историю великих побед.
-
Самолёт Пе-2
Самолёт Пе-2 прошёл всю войну. Свои улучшенные боевые характеристики и повышенную живучесть машина получила, пройдя испытания в ЦАГИ. Проводились исследования на флаттер, работы по сокращению дистанции взлёта с применением пороховых ускорителей. Так, максимальная скорость Пе-2 возросла с 485 до 547 км/ч. -
Аэростаты
Важную роль в защите городов от бомбежек противника сыграли аэростаты заграждения и наблюдения. Основным разработчиком этих объектов в годы войны стал ЦАГИ. Один из примеров – всепогодный аэростат БАЗ-136, который защищал небо Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и других городов. -
Самолёт Ту-2
Пикирующие бомбардировщики Ту-2 имели сразу несколько «профессий»: использовались для воздушной разведки, как торпедоносцы и истребители. Коллектив под руководством А.Н. Туполева – одного из основателей ЦАГИ – применил на Ту-2 кессонную конструкцию крыла, что давало жесткость при пикировании и защиту от флаттера. -
Самолёт МиГ-3
Эти высотные истребители имели превосходные скоростные характеристики. МиГ-3 стали первыми самолётами, испытывавшимися в натурную величину в трубах ЦАГИ. Были улучшены пилотажные характеристики при манёврах на больших углах атаки, повышены дальность полёта и живучесть конструкции. -
Торпедные катера
Широкое применение в годы Великой Отечественной войны имели торпедные катера для поражения судов врага. Одним из самых массовых таких кораблей стал «глиссирующий пятый», который создавался в ЦАГИ. Г-5 входили в состав частей Краснознамённого Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов. -
Самолёт Ил-2
Этот штурмовик получил прозвище «бетонный самолёт» за повышенную живучесть. В ЦАГИ был проведён анализ прочности Ил-2 и даны рекомендации по её повышению. Учёные института придали крылу Ил-2 небольшую стреловидность, чтобы избежать перегрузок самолёта. -
Самолёт Ла-5
В институте проводился целый ряд исследований самолётов семейства Ла, в том числе истребителя Ла-5. Специалисты ЦАГИ работали над улучшением лётно-технических характеристик машины. В результате они добились увеличения скорости с 575 до 680 км/ч и поднятия потолка полёта с 9700 до 11000 м. -
Бронепоезд «Москвич»
В 1942 году рабочие предприятий посёлка Стаханово (Жуковский) передали в армию собранный ими бронепоезд «Москвич». В его судьбе сыграли роль и сотрудники института, участвуя в сборе средств на постройку. После сражений бронепоезд вернулся в ЦАГИ, где был проведён ремонт башен, дверей и вагонов. -
Реактивная артиллерийская установка БМ-13 («Катюша»)
Реактивная артиллерийская установка БМ-13 – настоящий символ Победы. Благодаря исследованиям ЦАГИ существенно повысилась кучность стрельбы оперенных реактивных снарядов «Катюш», что значительно улучшило поражающую способность. -
Самолёт Як-1
Истребители Як – быстрые, манёвренные и лёгкие – внесли весомый вклад в подавление вражеского превосходства в начале войны. В аэродинамических трубах ЦАГИ повышались скоростные характеристики этих самолётов. Так, с 490 до 531 км/ч была увеличена скорость Як-1. -
Т-34
Улучшение характеристик легендарного Т-34 – важное достижение учёных института. Благодаря работам, проведённым в ЦАГИ, удалось значительно улучшить системы охлаждения моторов, в 2–3 раза повысить обмен воздуха в боевых отсеках танка и самоходных установок, созданных на его основе. -
Ледовые переправы
ЦАГИ проводил испытания на усталостную прочность льда. Эти работы позволили дать рекомендации по эксплуатации зимних трасс – важных артерий для проведения транспортных операций – и способствовали обеспечению безопасного передвижения техники по ледовым переправам. -
Ржевский мемориал
Советскому солдату Память о подвиге участников войны хранят памятники – такие, как скульптура Советского солдата на территории Ржевского мемориала. ЦАГИ внёс вклад в создание этого выдающегося монумента, проведя испытания его модели на ветровые нагрузки и устойчивость.