Победная летопись ЦАГИ: аэродинамическая труба Т-105
25 августа 2025
В 1941 году в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского была введена в эксплуатацию аэродинамическая труба Т-105. 1 августа состоялся её первый пуск, а спустя две недели трубу приняли в наладку.
Новая установка, предназначенная для решения проблем штопора самолётов, вошла в состав специальной лаборатории, которая занималась изучением этого опасного явления. Руководил ею учёный — аэродинамик ЦАГИ, профессор А.Н. Журавченко.
В октябре 1941 года было принято решение об эвакуации ЦАГИ. Часть сотрудников и оборудование трубы были отправлены в Казань. Остальные специалисты уехали в Новосибирск.
Практическое использование установки началось только в конце 1943 года, после возвращения коллектива и оборудования в посёлок Стаханово. Для изучения штопора была создана уникальная технология, основанная на испытании свободно штопорящих динамически подобных моделей самолётов с электродистанционной системой отклонения органов управления по заданной программе. Методика обработки результатов таких исследований позволяла изучать режимы опасного явления и обеспечивать поиск способов вывода летательных аппаратов из него.
Уже в послевоенные годы к тематике лаборатории, которую в 1947 году возглавил учёный, конструктор М.Л. Миль, добавилось вертолётное направление. Впоследствии оно активно развивалось: модели практически всех отечественных вертолётов проходили испытания в Т-105. В лаборатории был разработан ряд важнейших методов улучшения аэродинамики манёвренных самолётов на больших углах атаки и в штопоре.
На всём протяжении существования непрерывно модернизировалась экспериментальная база трубы, активно внедрялись методики испытаний с использованием современной цифровой техники.
Сегодня уникальное творение инженерной мысли — аэродинамическая труба Т-105 — остаётся единственной в России установкой с воздушным потоком в рабочей части, направленным снизу вверх. Вертикальная труба широко используется для исследования аэродинамических характеристик самолётов, вертолётов, аэрокосмических спускаемых аппаратов, других летательных аппаратов и их элементов.
Все материалы медиапроекта «Победная летопись ЦАГИ»