Победная летопись ЦАГИ: аэродинамические трубы Т-102 и Т-103
23 июня 2025
Первыми аэродинамическими трубами ЦАГИ, построенными на территории будущего города Жуковский, стали Т-102 и Т-103. В тот довоенный период молодое государство ещё не имело опыта сооружения подобных объектов. Создание этих экспериментальных установок предваряло строительство больших труб — «самолётной» Т-101 и «винтовой» Т-104.
Блок пилотных, или модельных, труб, в пять и шесть раз меньших своих «сестёр», был сдан в эксплуатацию в конце 1937 года. Накопленный научно-технический задел послужил фундаментом для создания больших аэродинамических труб ЦАГИ.
Помимо отработки параметров в интересах Т-101 и Т-104, установки стали использоваться для исследований крупных моделей летательных аппаратов с размахом крыла до 2,5 метров. Их основное предназначение — испытания аэродинамических характеристик воздушных судов на режимах взлёта, посадки и малых скоростей полёта.
Начавшаяся летом 1941 года Великая Отечественная война внесла коррективы и в судьбу малых модельных труб. В октябре труба Т-102 была демонтирована и эвакуирована. В июне 1943 года установку вернули и восстановили, в ней проводились интенсивные исследования моделей, связанные с доводкой боевых самолётов, улучшения их лётных качеств.
Аэродинамическую трубу Т-103 демонтировали в августе 1941 года. Её основное технологическое и измерительное оборудование эвакуировали в г. Новосибирск, где на базе установки был создан филиал ЦАГИ, ставший впоследствии Сибирским научно-исследовательским институтом авиации имени С.А. Чаплыгина. В посёлок Стаханово (сейчас г.о. Жуковский) труба вернулась уже после окончания войны.
Сегодня установки являются непременными участниками разнообразных экспериментальных исследований в ЦАГИ. Это одни из самых экономичных и производительных дозвуковых аэродинамических труб института, востребованных отечественными разработчиками авиационной техники.
Все материалы медиапроекта «Победная летопись ЦАГИ»