Победная летопись ЦАГИ: аэродинамическая труба Т-104
26 мая 2025
Сложно переоценить роль экспериментальных установок ЦАГИ в деле Великой Победы. Ввод в эксплуатацию натурных аэродинамических труб Т-101 и Т-104 в 1939 году стал огромным технологическим прорывом для авиационной промышленности СССР. Методика и практика доводки самолётов в нашей стране изменилась коренным образом. В трубах впервые стали испытываться объекты с работающим мотором. Реализованная возможность проведения испытаний при натурных числах Рейнольдса в широком диапазоне эксплуатационных режимов стала выдающимся достижением в развитии отечественной авиационной науки и техники.
Диаметр сопла аэродинамической трубы Т-104, построенной для испытаний натурных двигателей, составляет 7 метров, воздух в ней разгоняется до 100 м/с.
В
В Т-104 проходили испытания по доработке систем охлаждения авиационных моторов, их туннельных водяных и масляных радиаторов, каналов воздухозаборников, а также винтов боевых самолётов. Выполнялись эксперименты по совершенствованию ракетно-бомбового вооружения и безопасного сброса фонаря кабины истребителей. Большое значение имели исследования устойчивости и управляемости, шарнирных моментов органов управления летательных аппаратов, исследования в обеспечение их безопасности от флаттера.
Сегодня аэродинамическая труба Т-104 по-прежнему находится в строю и является одной из наиболее востребованных установок института. В ней проводятся проверки практически всех отечественных турбовинтовых двигателей, воздухозаборников, винтов самолётов.
Все материалы медиапроекта «Победная летопись ЦАГИ»