Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG

Противодействие коррупции

Версия для печати

Победная летопись ЦАГИ: аэродинамическая труба Т-101

5 Мая 2025

  • Испытания Ту-2 Испытания Ту-2
  • Испытания скоростного перспективного бомбардировщика Испытания скоростного перспективного бомбардировщика
  • Испытания Пе-2 Испытания Пе-2

Победу над врагом ковали люди и машины. Основными экспериментальными установками, обеспечившими испытания практически всех серийных и многих опытных самолётов, стали большие аэродинамические трубы Т-101 и Т-104. Их роль в совершенствовании аэродинамики отечественных самолётов была огромна. Испытания в них натурных летательных аппаратов давали поистине ювелирную точность.

История самой большой аэродинамической трубы в России и Европе — Т-101 — началась с 1939 года: именно тогда были проведены первые пуски. Её построили всего за три года. Для советской промышленности это стало поистине революционным событием, изменившим подход к испытаниям авиационной и другой техники.

Дозвуковая аэродинамическая труба Т-101 имеет эллиптическое сопло 24 на 14 метров, где развивается скорость потока до 40 м/с. Также установка обладает значительной площадью рабочей части. В годы войны в ней испытывались самолёты различных классов, кроме тяжёлых и некоторых дальних бомбардировщиков.

В предвоенные и военные годы Т-101 дала путёвку в жизнь практически всем типам боевых летательных аппаратов — участников Великой Отечественной войны. В 1940–1945 годы через них прошли все опытные и серийные истребители авиационных ОКБ СССР. Кроме того, здесь подробно исследовались машины противника, а также воздушные суда, поставляемые союзниками. Это позволило определить особенности их аэродинамических и пилотажных характеристик, а также практически сформировать важные рекомендации летчикам ВВС Советской Армии.

В настоящее время аэродинамическая труба Т-101 занимает почётное место в ряду экспериментальных установок ЦАГИ. Основной задачей установки было и остаётся определение аэродинамических сил и моментов на самолётах разного типа, оценка устойчивости, управляемости, величин шарнирных моментов, величин давления на профиле крыла и т.п. Развитие технологий испытаний и внедрение нового инструментария расширили возможности и прикладное значение трубы. В ней исследуются проблемы моделирования и «лечения» флаттера, невозмущающего контроля за состоянием авиационных конструкций, исследование адаптивных материалов и компонентов летательных аппаратов и многое другое.

Все материалы медиапроекта «Победная летопись ЦАГИ»

Пресс-служба ЦАГИ
(495) 556-40-32
(495) 556-40-38
press@tsagi.ru

Вернуться к списку

Яндекс.Метрика