ЦАГИ выступил организатором Российско-Китайской научно-технической конференции
26 Октября 2021
Генеральный директор Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало принял участие в
Российскую сторону представили ЦАГИ, СибНИА им. С.А. Чаплыгина, ЦИАМ им. П.И. Баранова, ВИАМ, ЛИИ им. М.М. Громова, МАИ и др. Среди участников от КНР — сотрудники подведомственных Китайской авиационной академии (САЕ) авиационных институтов и университетов: Шеньянского аэродинамического научно-исследовательского института (SADRI), Первого авиационного института (FAI), Ченгдуского института проектирования самолетов (СADI), Института автоматического управления полетом (FACRI), Института прочности (ASRI), Пекинского университета авиации и космонавтики (BUAA) и др.
Мероприятие открыл генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало. В приветственном слове он, в частности, отметил: «Российско-Китайская конференция „Фундаментальные задачи аэродинамики, динамики, прочности и безопасности полетов ЛА“ является хорошей традицией, установленной в начале
Обзор научных возможностей института представил первый заместитель генерального директора ФГУП «ЦАГИ» А.Л. Медведский, наиболее подробно остановившись на участии центра авиационной науки в космических проектах и деятельности Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Сверхзвук». Он сообщил, что в настоящий момент подведены итоги работы НЦМУ за третий квартал, и они крайне успешны.
О перспективах авиационного научно-технического обмена и сотрудничества между Китаем и Россией рассказал исполнительный вице-президент САЕ Сунь Сяшен (Sun Xiasheng). Предложения, высказанные в докладе, могут стать основой для определения дальнейшего направления развития кооперации в сфере авиационной науки. Кроме того, он отметил важную роль в реализации крупных российско-китайских проектов разных лет известного советского и российского ученого в области механики полета и прикладной аэродинамики, Героя Социалистического Труда, академика РАН Г.С. Бюшгенса (1916 — 2013 гг.). Также был подчеркнут вклад в этот опыт взаимодействия научного руководителя ФГУП «ЦАГИ», академика РАН С.Л. Чернышева.
Конференция продолжилась секциями по темам: «Аэродинамика», «Прочность», «Динамика полета и системы управления», «Аэроакустика». Ученые ЦАГИ представили более 20 докладов по всем направлениям. Часть из них была посвящена работам, реализуемым в рамках программы создания и развития НЦМУ «Сверхзвук». Так, темой выступления ведущего инженера отделения динамики полета и систем управления ЛА ФГУП «ЦАГИ» Андрея Дымченко (соавторы Н.А. Петров, Р.У. Таваров, С.Н. Перчиц) стали проблемы интеграции сверхзвукового пассажирского самолета (СПС) в систему организации воздушного движения. Ученый рассказал об основных вызовах, связанных с полетами СПС. Младший научный сотрудник отделения статической и тепловой прочности ФГУП «ЦАГИ» Дмитрий Ведерников представил быстрый и надежный алгоритм поиска расчетных случаев нагружения планера, основанный на принципах полной автоматизации вычислительной процедуры, параметрической дискретизации пространства допустимых режимов полета и др. В свою очередь, инженер отделения динамики полета и систем управления ЛА ФГУП «ЦАГИ» Екатерина Кадильникова (соавторы В. Желонкин, М. Желонкин, С. Ковтун) раскрыла в своем сообщении результаты исследований по проблемам формирования информационно-управляющего поля СПС.
Кроме того, на встрече звучали доклады по таким темам, как аэродинамическая оптимизация формы мотогондолы двигателя большой размерности с естественным ламинарным обтеканием (И. Курсаков, А. Лысенков, Е. Матяш, А. Савельев, Е. Стрельцов), управление отрывным обтеканием крыла с помощью микрорельефа поверхности (О. Карякин, А. Наливайко, М. Устинов), влияние температурных напряжений на долговечность металло-композитной авиаконструкции (С. Желонкин, К. Щербань), параметрическое исследование аэродинамического шума крупномасштабных шасси (В. Копьев, Ж. Кун, М. Зайцев, И. Беляев), совершенствование методики исследования комплексов нестационарных аэродинамических производных моделей ЛА в аэродинамической трубе Т-128 (А. Храбров, К. Колинько, Я. Крылова) и др.
В этом году важной составляющей работы конференции стало обсуждение хода реализации совместных проектов ЦАГИ и САЕ по различным направлениям деятельности. Большой интерес вызвали научные сообщения китайской стороны, посвященные синтезу системы управления вертолетом одним из современных методов (Jiang Chao Zhang Song, Huang Feifei; FACRI), исследованию вихревого обтекания крыльев малого удлинения в контексте задачи подавления автоколебаний по крену микробеспилотных ЛА (Tianxiang Hu, X Zhao, P Liu; BUAA), изучению автоматического подхода к химерной сетке с целью широкого комплексного применения в авиации (Li Li, Hao Haibing, Huai Yang, Jin Chenghui; ACTRI), отслеживанию повреждений акустического происхождения посредством усталостных испытаний в спектре случайных нагрузок (Yang Yu, Qi Xiaofeng; ASRI).
Научно-техническая конференция завершилась переговорами между руководством ЦАГИ и Китайской авиационной академии. Представители обеих стран отметили высокий научный уровень мероприятия. Следующая,
Российско-китайские конференции проходят с середины