Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG

Противодействие коррупции

Версия для печати

75 лет. ЦАГИ – во имя Победы: аэродинамическая труба Т-106

10 Февраля 2020

  • Испытания Як-1М (Як-3) в аэродинамической трубе Т-106 Испытания Як-1М (Як-3) в аэродинамической трубе Т-106
  • Начальник лаборатории И. П. Горский во время первого пуска АДТ Т-106 Начальник лаборатории И. П. Горский во время первого пуска АДТ Т-106
  • Современные испытания в АДТ Т-106 Современные испытания в АДТ Т-106

Трансзвуковая аэродинамическая труба Т-106 — экспериментальная установка, во многом опередившая свое время, — строилась в тяжелейший для страны период, в начале 1943-го года. Противник только-только отброшен от Москвы, Сталинградская битва еще не завершена, и исход войны еще не предопределен.

Ее создание началось задолго до начала Великой Отечественной — в июле 1938 года. Темпы строительства поражают: даже со скидкой на войну, задержавшую сдачу установки более чем на полгода, работы продлились чуть более пяти лет. В конце декабря 1942-го труба была сдана в эксплуатацию, а в период с февраля по сентябрь 1943 г. в ней велась интенсивная пуско-наладочная деятельность. В июле того же года состоялся первый промышленный пуск, и уже осенью начались полномасштабные эксперименты.

С первых дней своего существования Т-106 стала неотъемлемой частью исследований в ЦАГИ. Один из первых испытанных объектов — истребитель Як-3, для которого вопросы трансзвуковой аэродинамики крыла на режимах пикирования уже приобрели актуальность.

В дальнейшем все самолеты СССР проходили в ней испытания на определение уровня аэродинамического качества. Также получили решение многие вопросы проектирования профилей воздушных винтов.

Во многом благодаря испытаниям в Т-106 у ученых появилась возможность начать новую эпоху исследований при больших дозвуковых скоростях.

Аэродинамическая труба Т-106 — пример того, как далеко вперед смотрели ученые, инженеры, правительство в те годы. По словам одного из создателей установки, ученого-аэродинамика, академика С.А. Христиановича, «институт обрел трубу, из которой впоследствии буквально „вылетела“ реактивная авиация».

Сегодня Т-106, отметившая свой 76-й день рождения, по-прежнему остается в строю и является одной из самых востребованных установок ЦАГИ. В ней проходят исследования летательных аппаратов различного назначения в диапазонах больших дозвуковых и трансзвуковых скоростей.

Пресс-служба ЦАГИ
(495) 556-40-32
(495) 556-40-38
press@tsagi.ru

Вернуться к списку

Яндекс.Метрика