ЦАГИ принял участие в установке памятника сверхзвуковому пассажирскому самолету Ту-144
26 Августа 2019
Его называют легендой авиации, самолетом, опередившим время. Ту-144 — первый сверхзвуковой пассажирский лайнер, созданный Советским Союзом в эпоху «гонки вооружений». 24 августа в торжественной обстановке был открыт памятник крылатой машине в г.о. Жуковский (Московская область). Свой вклад в проект по созданию нового крылатого символа города внес Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).
История сверхзвукового лайнера Ту-144 неразрывно связана с институтом. Наиболее трудоемким этапом стала разработка конструкции крыла — 200 вариантов его конфигурации прошли испытания на базе ЦАГИ. Компоновка силовой установки также была выбрана по результатам, полученным учеными института. На сверхзвуковом самолете реализовано предложение академика Г.С. Бюшгенса и его коллег из ЦАГИ по использованию интегральных алгоритмов в автоматизированной системе управления.
Мечта установить Ту-144 в Жуковском появилась около 20 лет назад. Попытки предпринимались неоднократно, а воплотить задумку в жизнь удалось благотворительному фонду «Легенды авиации» при поддержке городской администрации и Совета директоров предприятий наукограда.
«16 июля борт № 114 был отбуксирован с территории ЛИИ имени М.М. Громова, где проходил подготовку и покраску, к месту его „вечной стоянки“ на пересечении Туполевского шоссе и улицы Туполева. 10 августа самолет установили на опорные стойки — специальные металлические анкеры, опирающиеся на мощное бетонное основание. ЦАГИ оказал помощь в сооружении площадки для лайнера — оснастил ее специальными аэродромными плитами, а также принял участие в организации монтажа на опоры, — рассказал заместитель генерального директора ФГУП „ЦАГИ“ по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Андрей Войтюк. — Кроме того, сотрудники института собрали больше всего подписей на народном голосовании за установку памятника Ту-144. В результате это обеспечило поддержку начинанию на областном уровне».
«Участие в создании памятника легендарному сверхзвуковому самолету Ту-144 — для нас честь и долг, ведь этот лайнер — значимая страница в истории ЦАГИ. Институт начал разработку темы пассажирского сверхзвука еще до начала реализации проекта Ту-144 и продолжает работы в этом ключе по сей день, но уже с ориентацией на современные требования и стандарты. В том числе мы занимаемся техническими вопросами, связанными с жесткими экологическими требованиями», — прокомментировал научный руководитель ФГУП «ЦАГИ», академик РАН Сергей Чернышев.