100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ: спасение пассажиров ледокола «Челюскин»
6 Марта 2019
В течение более чем трех месяцев — с середины февраля до середины апреля 1934 года велась операция по спасению экипажа и пассажиров ледокола «Челюскин», затертого льдами в Чукотском море.
5 марта состоялось знаковое событие. Именно в этот день летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4 (ТБ-1) ЦАГИ пробился к лагерю, снял со льдины десять женщин и двоих детей и доставил их на «Большую землю». Спасение первой группы челюскинцев стало еще одним штрихом к портрету легендарной машины — творения гениального ученого Андрея Николаевича Туполева.
К АНТ-4 во многих случаях применимо определение «первый советский»: первый бомбардировщик советской конструкции, поступивший в серийное производство, первый отечественный бомбардировщик-моноплан, первый советский цельнометаллический бомбардировщик. Универсальность и простота конструкции позволили провести на АНТ-4 испытания новейших для того времени идей в авиастроении. Машина стала родоначальницей целого семейства многомоторных самолетов, созданных под руководством Туполева. Именно с появлением этого бомбардировщика фактически началось становление в нашей стране стратегической авиации.
Вот как отозвался об АНТ-4 выдающийся советский конструктор А.С. Яковлев: «Эта машина по своей компоновке явилась откровением для мировой авиации... Самолет... ознаменовал начало нового этапа развития тяжелой авиации. После него все тяжелые самолеты строились по схеме моноплана. По существу, ТБ-1 был первым настоящим бомбардировщиком».
На счету самолета целая череда рекордных перелетов. В этом числе — перелет Москва — Нью-Йорк и Москва — Свердловск — Иркутск — Анадырь — мыс Уэлен — Архангельск — Москва.
Более 20 лет летали АНТ-4 в нашем небе, уступив затем место огромным ТБ-3, а в дальнейшем — скоростным бомбардировщикам с гладкой обшивкой, убирающимся шасси и закрытыми кабинами.