Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG

Противодействие коррупции

Версия для печати

100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ: самолет-истребитель Як-1

28 Января 2019

13 января 1940 года состоялся первый полет советского одномоторного самолета-истребителя Второй мировой войны Як-1. Военные летчики любили эту машину, ведь она была проста в управлении и неприхотлива в обслуживании. На Як-1 летали в том числе девушки из единственного в СССР женского истребительного авиаполка (586 иап) и сбили на нем 38 немецких самолетов в 125 воздушных боях.

Як-1 — первый боевой самолет, разработанный в ОКБ А.С. Яковлева, которое ранее занималось спортивными и учебными машинами. Он создавался на базе спортивного Я-7 на заводе № 115 и первоначально имел обозначение И-26. Работая над этой машиной, конструкторы старались использовать недефицитные материалы, добиваясь наибольшей легкости и устойчивости. Фюзеляж самолета состоял из сварных хромансилевых труб, обшивка была дюралюминиевой, а низкорасположенные крылья изготавливались из дерева и фанеры. Двигатель ВК-105П имел мощность 1050 л.с., в результате чего достигалась скорость 587 км/ч. Еще до окончания государственных испытаний было принято решение о срочном запуске истребителя в серийное производство — ведь в Европе уже гремела Вторая мировая война. В итоге «детские болезни» самолета, получившего название Як-1, дорабатывались в процессе эксплуатации. В частности, замены потребовал маслорадиатор, колеса шасси, которые нагревались при торможении; доводилось до «ума» и вооружение.

Свой вклад в становление этого истребителя и последующих из семейства «Яшек» внес Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского. В аэродинамических трубах ЦАГИ было организовано немало работ, направленных на повышение скорости полета. В частности, К.А. Ушаков при участии С.Л. Зака и Ю.Г. Лимонада занимались охлаждением двигателей, под руководством Д.В. Халезова велись работы по улучшению аэродинамики винтов. Увеличение скорости дали герметизация щелей и индивидуальные реактивные выхлопные патрубки на каждый цилиндр.

В ЦАГИ работали и над созданием фильтра, препятствующего попаданию пыли в двигатель Як-1, ведь военные истребители часто взлетали с пыльных аэродромов. Вот что писал об этом в воспоминаниях один из ведущих специалистов института, доктор технических наук Г.Н. Абрамович: «Мы предложили часть поверхности крыла заменить фильтровальной сеткой. При взлете специальная перекидная заслонка закрывала нормальный вход в патрубок и открывала путь воздуху через фильтрующий элемент. И этот тип фильтра оправдал себя!».

К началу Великой Отечественной войны было выпущено 425 истребителей Як-1, а затем — свыше восьми тысяч его модификаций. Такой маневренности, как у «Яшек», не мог добиться немецкий Ме-109. На Як-1 сражались известные летчики: трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Покрышкин, дважды Герой Советского Союза Амет-хан Султан, Герой Советского Союза Алексей Маресьев, Главный маршал авиации СССР, дважды Герой Советского Союза Александр Колдунов, маршал авиации, дважды Герой Советского Союза Евгений Савицкий и др. Именно на этом истребителе вступил в войну полк «Нормандия-Неман». Производство Як-1 было завершено в 1944 году, но эксплуатировать его продолжали до конца Великой Отечественной.

Пресс-служба ЦАГИ
(495) 556-40-32
(495) 556-40-38
press@tsagi.ru

Вернуться к списку

Яндекс.Метрика