Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG

Противодействие коррупции

Версия для печати

100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: пассажирский самолет Ту-154

3 Октября 2018

Испытания макета среднемагистрального пассажирского самолета Ту-154 в дозвуковой аэродинамической трубе
Испытания макета среднемагистрального пассажирского самолета Ту-154 в дозвуковой аэродинамической трубе

Реактивный пассажирский самолет Ту-154 стал самым массовым советским лайнером в своем классе. За время его службы — с 1968 по 2013 год — было выпущено 998 машин.

В 1964–1968 годах ЦАГИ и ОКБ А.Н. Туполева начали совместные работы над новым самолетом в семействе Ту с увеличенной крейсерской скоростью 900–950 км/ч. Лайнер стал продолжением конструкторской линии, заложенной при создании самолета Ту-134. Ученые ЦАГИ выдали рекомендации по проектированию новой компоновки тонкого стреловидного крыла — оно должно было получить максимально допустимое удлинение.

Для новой машины в семействе Ту была выбрана аэродинамическая схема свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом и Т-образным оперением. Силовые установки расположили на хвостовой части фюзеляжа. Два двигателя размещались по бокам на пилонах, третий — внутри фюзеляжа. Это позволило повысить комфорт внутри салона. Шасси самолета трехстоечное, при этом основные стойки убирались в специальные гондолы на крыле.

Ученые ЦАГИ совместно со специалистами КБ решали проблему возможного образования срыва потока в центральной части крыла. Она возникла в связи с рядом трудностей в обеспечении надежной работы двигателей при увеличении угла атаки. Причина — в размещении силовой установки на хвостовой части фюзеляжа за крылом. Опыт показал, что при наличии срыва устойчивую работу двигателей обеспечить практически не удается, возможен помпаж с последующим отказом двигателя из-за значительной неравномерности потока на входе. В аэродинамических трубах были проведены обширные исследования потока на входе в двигатель по углам атаки. В результате пришлось ввести жесткое ограничение, так чтобы в полете угол атаки был при всех условиях на 2–3° меньше того значения, при котором могут возникать указанные явления.

Ту-154 относился ко второму поколению пассажирских реактивных самолетов, но в то же время обладал целым рядом свойств третьего поколения. Среди прочего, он получил повышенную тяговооруженность, что обеспечило высокую безопасность полета. Крылатая машина может продолжать полет при отказе одного двигателя на любом этапе маршрута без существенных ограничений. Также Ту-154 первым в гражданской авиации получил Сертификат Госавиарегистра СССР на соответствие нормам по пролетным шумам.

Конструкторы изначально заложили для Ту-154 значительные возможности разносторонней модернизации с учетом технического прогресса и авиационной безопасности. Новый самолет перенял характеристики дальности и надежности от Ил-18, скорость — от Ту-104 и превзошел Ан-10 по посадочным характеристикам. Первый полет Ту-154 состоялся 3 октября 1968 года. В серийное производство был запущен в 1969 году. Тогда же его продемонстрировали на авиасалоне в Ле Бурже. К пассажирским перевозкам самолет приступил в 1972 году.

Ту-154 бороздил небо всех континентов, включая Антарктиду. Самолет экспортировался в 15 стран мира. Его серийное производство продолжалось до 2005 года.

Пресс-служба ЦАГИ
(495) 556-40-32
(495) 556-40-38
press@tsagi.ru

Вернуться к списку

Яндекс.Метрика