Исследования ЦАГИ помогут сделать мир чище
24 Мая 2018
Как снизить вредные авиационные выбросы в атмосферу? Какими путями можно добиться создания экологически чистого воздушного транспорта? Возможно ли создание летательных аппаратов с нулевыми выбросами загрязняющих веществ?
Этим злободневным проблемам, находящимся в фокусе внимания мирового авиационного сообщества, был посвящен доклад генерального директора ФГУП «ЦАГИ», академика РАН Сергея Чернышева, который прозвучал на I Берлинском авиационном саммите (Berlin Aviation Summit).
Сергей Чернышев рассмотрел различные варианты минимизации вредных выбросов в атмосферу. При снижении расхода топлива в полете выбросы уменьшатся. Это станет возможным, если улучшить аэродинамику летательного аппарата или применить специальные приемы пилотирования. Другой способ — замена керосина метаном или водородом. Именно на последнем виде топлива сосредоточил внимание в докладе руководитель института.
«Россия одна из немногих стран, которая имеет опыт применения криогенного топлива в авиации. Использование такого топлива, в частности жидкого водорода, в новом поколении гражданских и транспортных воздушных судов сулит немало преимуществ. Главные — повышение топливной эффективности самолетов и существенное уменьшение вредных выбросов. Однако переходу на эти виды топлива должны предшествовать расчетно-аналитические и опытно-конструкторские работы по созданию теплозащитных систем, выбору материалов баков и многое другое», — подчеркнул Сергей Чернышев.
В настоящее время в ЦАГИ исследуются рациональные схемы ближне-, средне- и дальнемагистрального самолетов-прототипов, использующих криогенное топливо. Рассматриваются различные варианты размещения баков с данным видом горючего на самолетах с крылом большого удлинения. В этом числе такие экзотические компоновки, как с расположением топливных баков на крыле, на фюзеляже, со встроенными баками и т.д.
Берлинский авиационный саммит является дискуссионной площадкой для международного сообщества с участием представителей научных, политических, промышленных структур. В этом году предметом дискуссий стало обсуждение перехода на новые источники энергоснабжения для формирования глобальной авиационной системы будущего. Организаторы — Германская ассоциация аэрокосмической промышленности (BDLI) и Германский аэрокосмический центр (DLR).