100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: семейство истребителей Ла – ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7
28 Февраля 2018
Март 1943 года стал значимой вехой в развитии отечественного самолетостроения. Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени Н.Е. Жуковского завершили испытания в аэродинамических трубах боевого самолета Ла-5, совершившего первый полет в 1942 году. Новая крылатая машина стала модификацией ЛаГГ-3, а впоследствии легла в основу Ла-7 — одного из лучших серийных фронтовых истребителей конца Второй мировой войны.
В боевых условиях самолеты серии Ла показали высокую надежность, несмотря на сжатые сроки их создания. Случалось, что летчик сажал на аэродром ЛаГГ-3 с изрешеченным фюзеляжем, поломки на опытных образцах устранялись прямо на летном поле, а аэродинамические характеристики Ла-5 ученым ЦАГИ удалось повысить буквально за одну ночь.
В институте проводился целый ряд исследований фронтовых боевых машин серии Ла. Специалисты под руководством конструктора С.А. Лавочкина выполняли испытания на прочность, эксперименты в аэродинамических трубах, разрабатывали предложения по усовершенствованию конструкции. Весной 1943 года покинули сборочный цех первые ЛаГГ-3
Позже благодаря исследованиям в институте максимальная скорость самолета возросла с 575 до 680 км/ч (Ла-7), потолок полета поднялся с 9 600 до 11 000 м (Ла-5ФН), машину сделали легче, а управляемость улучшилась благодаря подбору оптимальной компенсации рулей и элеронов.
В 1944 году Ла-7 поступил в эксплуатацию. Участие ЦАГИ, помимо продувок в трубах и испытаний на прочность, включало модификацию винтов. Впоследствии на Ла-7 летал трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб.
Всего за годы Второй Мировой войны было изготовлено и отправлено на фронт около 22 500 истребителей ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7. Машины серии Ла сыграли важную роль в боях под Курском, Сталинградом и Берлином.