Гидроканалу ЦАГИ — 80 лет!
30 Апреля 2010
30 апреля 2010 г. исполняется 80 лет со дня ввода в эксплуатацию гидроканала ЦАГИ.
Спроектированный под руководством А.Н. Туполева, гидроканал является одной из самых эффективных и востребованных экспериментальных установок института. Сотни объектов — гидросамолеты, самолеты-амфибии, экранопланы, скоростные суда, образцы морских вооружений — получили путевку в жизнь в результате проведенных здесь исследований. Так, например, в гидроканале выполнено свыше 10 000 буксировок моделей самолета-амфибии А-40 «Альбатрос», на котором впоследствии было установлено более 150 мировых рекордов.
Ракета-торпеда «Шквал», не имеющая мировых аналогов, также создавалась на основе экспериментов в гидроканале ЦАГИ. Сотни гидродинамических испытаний обеспечивали разработку принципиально нового типа летательных аппаратов — экранопланов.
Заложенные А.Н. Туполевым в конструкцию первой крупной экспериментальной установки ЦАГИ удачные технические решения, в частности преднамеренное сужение колеи буксировочной тележки, которое обеспечивает ее легкость, энергоэффективность и высокую точность измерений во время экспериментов, позволяют гидроканалу и в наше время находиться на мировом уровне.
В испытаниях моделей в гидроканале участвовали такие выдающиеся отечественные авиаконструкторы, как А.Н. Туполев, Д.П. Григорович, Г.М. Бериев, Р.Л. Бартини, создатель первых отечественных судов на подводных крыльях и экранопланов Р.Е. Алексеев. Крупные ученые-гидродинамики ЦАГИ: Ю.С. Чаплыгин, Л.А. Эпштейн, Г.В. Логвинович, О.П. Шорыгин, — создавали здесь эффективные методики испытаний, проверяли свои новаторские идеи, проводили фундаментальные и поисковые исследования. Внес свой вклад гидроканал ЦАГИ и в развитие отечественной космонавтики: от тренировок первых женщин-космонавтов по освобождению от фалов спасательных парашютов до моделирования аварийного приводнения спускаемых аппаратов и ВКС «Буран».