Ученые ЦАГИ разработали способ активного управления обтеканием воздуха крыльев самолетов при больших околозвуковых скоростях. Данный способ стал основой нового направления исследований по улучшению аэродинамики околозвуковых самолетов, обеспечивающего снижение сопротивления воздуха и увеличение крейсерской скорости полета летательных аппаратов.
Проведены расчетные и экспериментальные работы. Изучена возможность улучшения аэродинамических характеристик сверхкритического крыла большого удлинения для ликвидации отрыва потока за скачком уплотнения(волнового отрыва)на околозвуковых скоростях,за счет использования выдува струй сжатого воздуха из специального щелевого сопла на верхнюю часть крыла.
Расчеты подтверждены экспериментальными исследованиями на модели самолета в аэродинамической трубе Т-106.В ходе экспериментов доказано, что выдув сверхзвуковой струи малой интенсивности повышает аэродинамическое качество крыла на 8—10 % при скоростях полета, соответствующих числам Маха 0,75—0,8*.
Применение результатов исследований ЦАГИ на практике приведет к увеличению крейсерской скорости и дальности полета самолета на 8—10 %,а при полетах на заданные расстояния произойдет экономия топлива на 7—8 %. Результаты настоящих исследований опубликованы в журналах«Полет» и«Ученые записки ЦАГИ».
* число Маха — это отношение скорости полета к скорости звука на заданной высоте, М=1 соответствует скорости ≈300 м/сна высоте 10000 м.
Рис. Влияние выдува струи воздуха на обтекание стреловидного крыла при числе М=0,78