В ЦАГИ испытывают модель нового моста, строящегося в Уфе
25 Августа 2014
В Центральном аэрогидродинамическом институте им. профессора Н.Е. Жуковского проходят испытания модели нового моста, строящегося через реку Белая в городе Уфа. Мост возводится параллельно действующему мосту на расстоянии 22 м. Заказчик испытаний — ОАО «Институт Гипростроймост».
«В настоящее время, в связи с необходимостью увеличения пропускной способности автомагистралей, в отечественной практике мостостроения очень часто рядом с существующим сооружается новый автодорожный мост. Однако, при расположении двух мостов параллельно, обеспечение устойчивости таких мостов при воздействии ветра становится значительно более трудной задачей, чем для одиночных мостов», — пояснил заместитель начальника отделения норм прочности, нагрузок и аэроупругости ЦАГИ Константин Стрелков.
Для решения этой актуальной проблемы в ЦАГИ проходят испытания моделей действующего и строящегося мостов через реку Белая в городе Уфа. Ученым предстоит определить, насколько устойчивы к колебаниям старый и новый мосты. Ключевой вопрос для специалистов — какое взаимное влияние в ветровом потоке они будут оказывать друг на друга. Для проведения исследований были изготовлены две модели. Первая — геометрически-подобная модель действующего моста, вторая — динамически-подобная модель строящегося моста. Оба объекта испытаний выполнены в масштабе 1:40 с высокой степенью детализации — перилами и барьерными ограждениями, изготовленными с помощью 3D-принтера, а также макетами автомобилей. Для изучения картины обтекания используется метод дымовой визуализации: в воздушный поток впрыскивается струя дыма, делающая характер обтекания модели наглядным. Во время испытаний ученые разрабатывают и проверяют эффективность различных технологических решений для снижения возможных колебаний мостов, обеспечения их устойчивости при различных скоростях и углах атаки воздушного потока, различных вариантах загрузки транспортом и при двух направлениях ветра (верхового и низового).
Говоря о проводимых в настоящее время испытаниях, Константин Стрелков отметил: «Задача специалистов ЦАГИ — найти способы исключить опасные колебания, которые могут возникнуть в дальнейшем при эксплуатации мостов. Речь идет, в частности, об аэродинамических способах: установке обтекателей, дефлекторов и т.д., которые препятствуют возникновению нежелательных эффектов. В данный момент мы проводим испытания с использованием так называемого обтекателя типа „клюв“, разработанного в ЦАГИ. Такой обтекатель устанавливается на внешних боковых кромках пролета моста и обладает выпуклой верхней и вогнутой нижней поверхностями. При установке „клюва“ на пролетное строение снижается интенсивность воздушных вихрей и, следовательно, уменьшаются колебания моста. Подобное решение в свое время помогло, в частности, при строительстве моста через реку Обь в городе Сургут».
ЦАГИ, известный, прежде всего, как центр авиационной науки, также имеет большой опыт решения задач промышленной аэродинамики — в том числе, в области мостовых сооружений. Так, в институте были проведены испытания моделей ряда вантовых мостов — через реку Обь близ города Сургут, через реку Самару в городе Самара, через Москву-реку в Серебряном бору, через реку Оку в городе Муром, через пролив Босфор Восточный на остров Русский. Также в ЦАГИ исследовались модели мостов через реку Дон у города Аксай, через реку Волга в городах Волгоград и Кинешма и т.д. Нынешние эксперименты пополнят исследовательский задел и позволят использовать его в дальнейшем при строительстве новых объектов.