Крылатая легенда. Космическому кораблю «Буран» посвятили выставку / www.vm.ru
8 Июля 2020
ФОТО: Александр Казаков, «Вечерняя Москва»
В этом году исполняется 40 лет с момента, как была начата сборка первого советского орбитального корабля «Буран». Корреспондент «Вечерней Москвы» узнала подробности приуроченной к этому событию выставки, которая открылась в демонстрационном центре Центрального аэрогидродинамического института имени Н. Е. Жуковского.
Выставку подготовили в рамках всероссийского проекта «Буран — крылатая легенда».
Она показывает, какую гигантскую научно-исследовательскую работу проделали конструкторы и ученые. Зрителям представлены модели знаменитого «челнока», номера газет 80-х годов, редкие фотографии участников проектирования и испытаний, плакаты и собрание почтовых марок, посвященных программе «Буран».
Особое внимание создатели выставки уделили испытателям многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран». Идея многоразового использования самолетоподобных кораблей возникла примерно тогда, когда Юрий Гагарин полетел в космос. Тогда же создали свои «космические челноки» и американцы. Но в отличие от заморских шаттлов наш «Буран» обладал системой управления, с помощью которой корабль мог выполнять весь полет и посадку на автопилоте, без вмешательства космонавта. В автоматическом режиме ракетоплан и летал на орбиту в 1988 году. Испытательный полет «Бурана» попал в Книгу рекордов Гиннесса.
корабль «Буран»
Выставка будет работать до 1 августа. Ее уже посетили известные космонавты.
— Спасибо организаторам за добрую память об испытателях, работавших по программе «Бурана». Это уникальные люди, настоящие энтузиасты своего дела, — отметил летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Джанибеков.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Кирилл Сыпало, генеральный директор ФГУП «ЦАГИ»:
— Проект многоразовой системы «Энергия-Буран» стал вершиной развития советской космонавтики, итогом десятилетий работы космической отрасли целой страны. И если в других этапных событиях в покорении космоса США и СССР шли почти параллельными дорогами, то автоматическую авиационную посадку многоразового корабля американцы смогли повторить только в 2000-е годы.