Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG

Противодействие коррупции

Версия для печати

Научный компас ЦАГИ

Пульс научного центра — такого, как Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского — бьется в коллективе ученых и исследователей, неутомимых в своем стремлении к открытиям. Так личные профессиональные достижения, столь важные для каждого специалиста, становятся значимыми слагаемыми общего прогресса предприятия, отрасли, страны. И в этом смысле конкурс на лучшие научно-исследовательские работы ЦАГИ служит своего рода компасом, указывающим правильное направление движения.

Впервые конкурс ЦАГИ на лучшие научно-исследовательские работы прошел в 1967 году. Согласно приказу начальника института того времени Г.П. Свищева, его главной целью было «поощрение развития исследований, дающих глубокие представления о сущности наиболее важных процессов, открывающих или объясняющих качественно новые явления, обнаруживающих теоретические или экспериментальные пути значительного повышения эффективности летательных аппаратов».

Одно из ключевых и обязательных требований к работам — оригинальность: научный труд не должен повторять уже известные в литературе результаты.

Среди направлений теоретических и экспериментальных исследований, представляемых на суд жюри, — аэродинамика, гидродинамика, динамика полета, прочность, авиационная акустика и развитие экспериментальной базы института.

Как конкурс помогает в развитии новых знаний и какие темы волнуют ученых сегодня в их кропотливом поиске? Ответы на эти и другие вопросы мы получили из беседы с председателем организационного комитета конкурса, заместителем генерального директора — начальником центра аэрогидродинамики ЦАГИ, доктором физико-математических наук Сергеем Ляпуновым.

Высокое признание

Важную роль в становлении и развитии конкурса на лучшие научно-исследовательские работы ЦАГИ сыграл выдающийся ученый, организатор, академик АН СССР Г.С. Бюшгенс. На протяжении долгих лет он являлся председателем жюри, проводил заседания, где представлялись исследования. «Георгий Сергеевич всегда выступал первым, отмечал труды, которые произвели наибольшее впечатление. Затем свое мнение высказывали остальные члены жюри — это всегда была живая, интересная дискуссия, после проходило тайное голосование, а по его итогам определялись победители. К слову, регламент, установившийся в те времена, во многом сохранился до сих пор», — рассказывает Сергей Владимирович Ляпунов.

В разные годы лауреатами становились ученые, чьи имена сегодня широко известны — и не только в России, но и за рубежом. Так, в свое время высокое признание получили исследования в области звукового удара сверхзвуковых самолетов научного руководителя ЦАГИ, вице-президента РАН, академика РАН Сергея Чернышева. Эта работа затем легла в основу его докторской диссертации, а сегодня получает развитие, в том числе, в деятельности НЦМУ «Сверхзвук». Важной ступенью в карьере конкурс стал для ведущих ученых нашего института, членов-корреспондентов РАН — В.Я. Нейланда, А.М. Гайфуллина, И.В. Егорова и др.

Наш собеседник вспоминает, как сам впервые принимал участие в этом мероприятии. Тогда Сергей Ляпунов был младшим научным сотрудником в отделе, возглавляемом легендарным Я.М. Серебрийским, известным ученым в области аэродинамики. «Это был очень ответственный момент — прежде всего, из-за осознания, что мэтры науки соберутся и будут обсуждать работы. Яков Моисеевич уходил на заседания жюри, а мы с нетерпением ждали его возвращения и рассказа о том, как все прошло». Волнений добавляло и то, что авторы исследований не присутствовали на представлении своих исследований. К слову, эта практика сохраняется и сейчас.

О фундаментальном поиске «изюминки», искусстве и науке

Согласно сложившемуся за долгие годы регламенту конкурс охватывает три направления. Первое включает в себя лучшие фундаментальные и поисковые теоретические и экспериментальные исследования (в области аэродинамики, динамики и прочности летательных аппаратов). Второе охватывает прикладные работы — ориентированные в большей степени на получение практических результатов и конкретные объекты применения. Наконец, по третьему направлению оцениваются труды в области экспериментальной техники, измерительных, управляющих и вычислительных систем и методики эксперимента. «Традиционно это очень сильные работы, в том числе — по созданию аэродинамических моделей. Ведь генерация и внедрение конструктивных решений — это и искусство, и наука», — отмечает Сергей Владимирович.

Отдельная награда предусмотрена и за достижения в создании документации, регламентирующей государственную политику в области авиации. «Данная премия была введена в начале 2000-х, когда определялись приоритеты на будущее. ЦАГИ был инициатором развития данного процесса, участвовал в формировании государственных программ. Это была очень важная работа, которая заложила нам прочный фундамент и расставила акценты для дальнейшей деятельности». Актуальным примером служит труд, выполненный под руководством генерального директора ЦАГИ, члена-корреспондента РАН К.И. Сыпало. Темой стал анализ тенденций государственной политики в области авиационной науки и рекомендаций для повышения ее эффективности.

По наблюдениям нашего собеседника, в последние годы на соискание премии больше работ заявляется по второму направлению — и тому есть логичное объяснение.

«ЦАГИ в принципе ориентирован, прежде всего, на решение прикладных задач в интересах авиационной отрасли», — отмечает Сергей Ляпунов. Хорошим примером служит масштабный цикл исследований, выполненный институтом по программе МС-21 — и с точки зрения аэродинамики, и динамики, и прочности, и акустики. Много трудов по этой важной для всей воздушной отрасли тематике представлялось в последние годы — они отражают тот большой путь, который мы прошли вместе с коллегами из авиапрома, и нашли применение в перспективном пассажирском лайнере.

«Конечно, хотелось бы большей активности наших ученых и в первом направлении конкурса. Однако найти свою „изюминку“ в фундаментальной науке непросто. К тому же эти исследования, как правило, требуют длительной, многолетней работы», — размышляет Сергей Ляпунов.

Что роднит ученого и... артиста?

Получить мнение профессионального сообщества о результатах своего труда — это возможность понять, в правильном ли направлении ты двигаешься и куда стремиться в дальнейшем.

«Научная деятельность в каком-то смысле сравнима с артистической. Ученому тоже нужна публика, которая оценивает его результаты. И когда он получает обратную связь, особенно — положительную, это стимулирует не останавливаться в своем исследовательском поиске», — считает Сергей Ляпунов.

Кстати, об оценке. В состав жюри под председательством генерального директора ЦАГИ входят известные представители авиационной науки, ведущие ученые института. Поэтому само по себе участие в этом мероприятии — даже без призового места — важный факт в биографии специалиста.

Исследования, заявленные на соискание премии, проходят строгую систему отбора, поэтому на «финишную дистанцию» выходят действительно значимые, выполненные на достойном профессиональном уровне труды. Большой объем задач лежит на секретарях комиссий по направлениям конкурса: заместителе начальника отделения, докторе физико-математических наук В.Г. Судакове и кандидате технических наук И.Л. Чернышеве, начальнике отделения, докторе технических наук В.В. Петроневиче.

«Собрать работы, найти рецензентов — экспертов по тем или иным направлениям, провести заседания научно-технических советов отделений, подготовить рецензии... И только после всех этих итераций труды попадают на рассмотрение жюри», — поясняет Сергей Владимирович.

О высоком уровне работ говорит и тот факт, что нередко жюри приходится голосовать несколько раз. Хороших трудов так много, что порой выбрать трех «призеров» по каждой номинации нелегко. Отдельные исследования отмечаются как перспективные и продолжают развитие — и уже в последующие годы могут оказаться в победном списке.

Тенденции отрасли в «зеркале» конкурса

Интересное наблюдение: в начале 2000-х годов среди победителей преобладали специалисты в области аэродинамики. Сейчас свои позиции усиливают прочнисты. По мнению Сергея Ляпунова, одна из причин — в самом жизненном цикле создания летательного аппарата. Сначала решаются задачи в области аэродинамики, формируются геометрия, компоновка будущего воздушного судна. Затем на первый план выходят вопросы обеспечения прочности конструкции. Появляется силовая установка — подключаются эксперты в области аэроакустики. А поскольку важнейшие объекты авиационной техники проходят испытания в ЦАГИ — это находит свое отражение и в конкурсе.

«Как правило, работы, которые выдвигаются на соискание премии, отражают в себе важные для всей отрасли результаты. Например, МС-21: исследования велись много лет, а в результате — получается самолет. Эта мозаика складывается в картину», — размышляет Сергей Владимирович.

Если посмотреть итоги конкурса за последнее время, можно увидеть, какие же вопросы находятся в приоритете для авиационной науки. Так, в русле аэродинамики — это новые результаты теории ламинарных и турбулентных струй, изучение ламинарно-турбулентного перехода пограничного слоя на больших числах Рейнольдса, формирование новых компоновок перспективных летательных аппаратов и т.д. Успешно проявляют себя и аэроакустики ЦАГИ, в течение последних лет неоднократно получавшие премию ЦАГИ — за разработку звукопоглощающих конструкций для пилона двухконтурного турбореактивного двигателя, методов многомикрофонных измерений, исследование шума винтов гибридной и распределенной силовой установок и т.д. Немало лауреатов — из центра прочности, который сегодня активно задействован в основных программах авиационной отрасли. Многие из этих проектов выполнены совместно с представителями других предприятий. Например, создание стенда и методики эксперимента, обеспечившее высокую скорость выполнения лабораторных полетов с изменяемой фазой нагружения агрегатов при проведении ресурсных испытаний композитного крыла МС-21. Работа выполнялась учеными ЦАГИ совместно с коллегами из ПАО «Яковлев». Еще одним примером сотрудничества с этим предприятием служит исследование, посвященное применению методов искусственного интеллекта для мониторинга нагружения элементов шасси по данным бортового регистратора. Нельзя не упомянуть и обширный комплекс расчетов и экспериментов, обеспечивший доказательную базу для получения сертификата летной годности в части прочности конструкции МС-21-300 (при участии ОАО «Жуковское монтажное управление «Спецмашмонтаж»).

Конкурс «подсвечивает» самые перспективные темы для авиации — беспилотные системы, композитные материалы и конструкции — в том числе, в аспекте решения задач импортозамещения, современные системы управления и искусственный интеллект и т.д. «Мы делаем то, что нужно отрасли — представляемые работы это наглядно доказывают. Трудимся не для себя, а для решения конкретных задач авиа­ционной индустрии», — подчеркивает Сергей Ляпунов.

Объединяющая сила науки

То, что конкурс является наглядным маркером эффективного сотрудничества ЦАГИ и ключевых предприятий отрасли, уже отмечалось. Однако есть у него консолидирующая роль и в других смыслах.

Довольно часто работы выполняются коллективами, в которых объединяются специалисты разных подразделений института. Например, бок о бок трудятся над одной темой прочнисты и метрологи, аэродинамики и аэроакустики и т.д. «Пожалуй, в половине исследований прослеживается такая кооперация», — отмечает наш собеседник. По мнению Сергея Владимировича, это наглядно демонстрирует значимую роль конкурса как инструмента налаживания связей между отделениями ЦАГИ. По сути, формируются настоящие проектные команды — а в них сегодня остро нуждаются стратегически важные отрасли. Есть и другой неоспоримый плюс: при таком подходе проблема получает комплексное рассмотрение. Сергей Владимирович подчеркивает: «Сотрудничество специалистов различных направлений авиационной науки дает синхронизацию, движение в одном направлении к единой цели».

Наконец, так укрепляется и связь поколений, что особенно важно для ЦАГИ. Значительная часть работ, заявляемых на соискание премии, — это исследования, выполненные совместно молодыми сотрудниками и маститыми профессионалами. «Здесь ярко проявляется механизм наставничества. Для ученого, начинающего свой путь, особенно важно ощущать заинтересованность опытного коллеги, его стремление поделиться знаниями.

И в этом контексте конкурс выступает площадкой, на которой проходит и обучение, и обмен опытом», — считает Сергей Ляпунов.

Постскриптум

Сергей Владимирович отмечает: история этого мероприятия никогда не прерывалась. А уровень представляемых трудов всегда был и остается неизменно высоким. Все это наглядно доказывает, с одной стороны, нужность конкурса, а с другой — существование той неукротимой силы, что влечет ученых к поиску новых знаний.

«Многие специалисты продолжают работать потому, что просто не могут иначе. Но не думаю, что они делают это, прежде всего, ради наград. Сам результат — вот главный смысл научно-исследовательской деятельности. Особенно если ее итогом становятся проекты и решения, определяющие развитие отрасли», — резюмирует Сергей Ляпунов.


Вернуться к списку

Яндекс.Метрика