Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG

Противодействие коррупции

Версия для печати

Учёный-прочнист Виталий Меркурьев

Учёный в области статической и тепловой прочности авиационных конструкций, кандидат технических наук Виталий Иванович Меркурьев родился в 1923 г. После окончания первого курса Казанского авиационного института в 1941 г. он добровольцем поступил в Лётную школу ВВС (в г. Бугуруслане). В декабре 1941 г. в связи с тяжёлым положением на фронте под Москвой лётная школа была расформирована. Лётчики-инструкторы были направлены на фронт, а курсанты — на обучение в Ленинградскую Военно-авиационную школу техников по авиационному вооружению. После окончания школы, с февраля 1943 г. по май 1945 г. он участвовал в боях 2-го Белорусского фронта. Работая механиком и техником звена по вооружению ночного бомбардировщика Ил-4, он оперативно обслужил более 750 боевых вылетов. Имел восемь благодарностей Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина за освобождение городов Ржев, Минск, Брест, Севастополь, Будапешт, Берлин, Кенигсберг, Данциг, Свинемюнде. За боевые заслуги В.И. Меркурьев был награждён орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны» II ст., медалями, а также Грамотой ЦК ВЛКСМ.

После окончания (с красным дипломом) Казанского авиационного института в 1950 г. он три года проработал в СибНИА, а затем вплоть до 1993 г. трудился в комплексе прочности ЦАГИ. Один из ведущих специалистов отрасли в области статической и тепловой прочности авиационных конструкций, В.И. Меркурьев активно участвовал в разработке инженерных методов расчёта стреловидных крыльев и крыльев малого удлинения. Созданные им методы расчёта крыльев малого удлинения вошли в «Руководство для конструкторов». Одним из первых в отрасли В.И. Меркурьев выполнил цикл теоретических и экспериментальных исследований по прочности конструкций при повышенных температурах. Это позволило сформировать объективный взгляд на существенное влияние температурных напряжений на прочность и жёсткость авиаконструкций.

Особое значение имели работы В.И. Меркурьева по прочности и ресурсу оболочек остекления самолётов при высоких температурах. При его участии были созданы и усовершенствованы экспериментальные установки для испытаний самолётных остеклений и их моделей. Важным итогом этой научной деятельности стало выполненное под его руководством создание и внедрение на самолётах композитного остекления.

Подготовлено по материалам очерка Г.А. Амирьянца «Фронтовики на передовой авиационной науки»

Все материалы медиапроекта «Победная летопись ЦАГИ»



К списку
Яндекс.Метрика