Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG

Противодействие коррупции

Версия для печати

Победная летопись ЦАГИ: зал статических испытаний

29 сентября 2025

В 1940 году на новой территории Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского в подмосковном посёлке Стаханово была построена статико-динамическая лаборатория. Она стала новым объектом экспериментальной базы ЦАГИ для статических испытаний, создаваемой для решения проблем конструкционной прочности летательных аппаратов. Ввод в эксплуатацию лаборатории стал ключевым этапом в становлении прочности как одного из базовых направлений деятельности института. В феврале 1941 года начальниками отделов лаборатории были назначены ведущие учёные А.И. Макаревский, в дальнейшем ставший её начальником, М.В. Келдыш, М.Л. Лурье и К.Н. Суржин.

В 1941–1942 годах ЦАГИ был частично эвакуирован в Новосибирск и Казань, где были организованы филиалы института. Испытания боевых самолётов на прочность проводились на их экспериментальных базах. К середине 1943 года основной состав коллектива прочнистов вернулся из эвакуации в Стаханово. Испытания натурных конструкций таких воздушных судов, как Пе-2, Ку-2, Гр-29, Ил-2, Ме-109, Ла-5, ЛаГГ-5, Ту-2 и др., продолжились в зале статических испытаний нового ЦАГИ. До окончания войны в лаборатории было исследовано 32 экземпляра натурных конструкций, в том числе американский истребитель «Кинг-Кобра» Р-63А-7ВЕ. Во фронтовых условиях на отдельных летательных аппаратах наблюдались преждевременные разрушения отдельных агрегатов. По результатам статических испытаний конструкторы ЦАГИ выдавали предложения по доработкам слабых мест конструкции в полевых условиях, что ускоряло введение самолетов в строй.

Еще одним аспектом исследований ученых-прочнистов стали новые виды усталостных разрушений элементов конструкций, с которыми столкнулась авиапромышленность 1940-х годов. Для изучения выносливости в статзале ЦАГИ впервые в стране в 1945 году прошли испытания на повторные нагрузки крыльев самолётов Ла-7 и Як-3.

5 мая 1945 года народный комиссариат авиационной промышленности СССР утвердил разработанную в ЦАГИ инструкцию по проведению контрольных статических испытаний серийных самолётов. Статические испытания превратились в принципиально новый метод научного исследования проблем конструкционной прочности: подтверждения правильности выбора расчётных методов и расчётных схем, получения критериев разрушения, а также выявление конструктивных и производственных ошибок.

К концу войны лаборатория прочности ЦАГИ развивала уже несколько новых направлений прочностных исследований авиационных конструкций – самолётов, гидросамолётов, вертолётов, ракет.

Сегодня лаборатория статических испытаний является одним из знаковых объектов экспериментальной базы ЦАГИ, а её сотрудники – непременными участниками прочностных сертификационных исследований конструкций всех летательных аппаратов, создающихся в нашей стране.

Все материалы медиапроекта «Победная летопись ЦАГИ»


Вернуться к списку

Яндекс.Метрика