Поздравление генерального директора ФГУП «ЦАГИ» К.И. Сыпало со 102-летием института
1 Декабря 2020
Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Примите мои поздравления со
Когда мы слышим гул самолетов в небе или благодаря крылатой машине за считанные часы оказываемся на другом континенте, то наши сердца переполняются радостью и гордостью — ведь именно с ЦАГИ берет свое начало отечественная авиация. Основанный 1 декабря 1918 года пионером авиационной науки Николаем Егоровичем Жуковским, институт дал путевку в жизнь всем советским и российским летательным аппаратам и сегодня остается единственным в своем роде научным и испытательным центром.
В день рождения ЦАГИ хочется вспомнить обо всех его заслугах. Институт начинался всего с нескольких отделов — общетеоретического, авиационного, экспериментально-аэродинамического, изучения и разработки конструкций ветряных двигателей, средств сообщения, опытно-строительного, летного, научно-технической специализации по аэро- и гидродинамике и др. После ухода из жизни Николая Егоровича ЦАГИ возглавил его соратник — один из основоположников современной аэромеханики и аэродинамики Сергей Алексеевич Чаплыгин, который внес огромный вклад в формирование облика центра авиационной науки. При нем была построена самая передовая по тем временам экспериментальная база, а специалисты разработали теории крыла, воздушного винта, устойчивости и управляемости самолета, флаттера.
Впоследствии структура центра авиационной науки расширялась, менялась, приходили новые руководители, но неизменным оставалось одно — высочайшая научная школа и дух коллегиальности. Нельзя не назвать имена великих ученых, золотыми буквами вписанные в историю отечественной авиационной науки. Это Борис Сергеевич Стечкин, Борис Николаевич Юрьев, Алексей Михайлович Черемухин, Сергей Алексеевич Христианович, Мстислав Всеволодович Келдыш, Владимир Васильевич Струминский, Георгий Петрович Свищев, Гурген Мкртичевич Мусинянц и др. Именно в нашем институте получили развитие научные таланты Андрея Николаевича Туполева, Павла Осиповича Сухого, Владимира Михайловича Мясищева, Михаила Леонтьевича Миля, Николая Ильича Камова и других известных авиаконструкторов.
Настоящим испытанием для ЦАГИ стала Великая Отечественная война. Несмотря на сложности эвакуации, тяжелые условия жизни, сотрудники института не прекращали исследования, направленные на повышение тактико-технических характеристик советских боевых самолетов. В те годы была создана опередившая время установка — аэродинамическая труба Т-106, которая позволила приблизиться к звуковому барьеру и впоследствии преодолеть его.
Оставив позади ужасы войны, ЦАГИ вступил в новую эру — больших скоростей и реактивной авиации. Среди знаковых проектов того времени — исследования аэродинамики и динамики полета самолетов с крылом изменяемой геометрии, участие в создании первого советского сверхзвукового пассажирского авиалайнера Ту-144 и разработке авиакосмической системы «Энергия—Буран».
Чередой ярких событий характеризуется и день сегодняшний. В новом веке мы продолжаем ряд важнейших научных исследований, в том числе по стратегическим направлениям, связанным с гражданской авиацией, — МС-21, SSJ100, Ил-76МД-90А и др. Продолжается деятельность по перспективным проектам, таким как тяжелый транспортный самолет «Слон», магистральный авиалайнер в схеме «Летающее крыло», малошумный ближнемагистральный самолет, работы по беспилотным летательным аппаратам различного назначения и специальной технике. Настоящим открытием последних двух лет стало образование по инициативе ЦАГИ научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Сверхзвук», ключевой целью которого является формирование научно-технического задела по достижению качественно новых экологических и экономических показателей сверхзвукового пассажирского самолета, необходимых для его опытного и серийного производства.
И сейчас, в эти тревожные для всего мира дни, мы трудимся не покладая рук над государственным заданием, от выполнения которого зависят благополучие нашей страны. Уверен, что в недалеком будущем ЦАГИ сможет перейти на следующий этап технологического развития, приняв новые вызовы, связанные с внедрением инновационных технологий и цифровизацией. Считаю, что всем нам повезло работать в старейшем центре авиационной науки, стены которого еще помнят мэтров отечественной авиации, в этой уникальной научной среде, совершенно особом мире со своей неповторимой атмосферой.
«Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума» — эти слова отца русской авиации Николая Егоровича Жуковского стали нашим знаменем на долгие годы. Поэтому желаю вам, дорогие друзья, свободного полета мысли, свежих идей и возможностей для их воплощения! Больших научных побед и великих планов! Спасибо вам за ваш труд! Здоровья и благополучия вам и вашим близким!