Встреча по проекту 4DCo-GC
23 Мая 2011
17—19 мая 2011 г. в ЦАГИ под эгидой 7-й Европейской рамочной программы состоялась техническая встреча по проекту 4DCo-GC «4D Contracts – Guidance and Control» «Пространственно-временная организация воздушного движения - навигация и управление самолетом». 4DCo-GC является продолжением проекта IFATS (Innovative Future Air Transport System) 6-й РП, в рамках которого была разработана концепция авиатранспортной системы будущего. Целью 4DCo-GC является дальнейшее развитие технологии IFATS, основанной на использовании принципа «4-мерных контрактов» (траектория движения ЛА во времени и пространстве). Данная технология рассчитана на уровень технических средств, достижимый к 2040—2050 г.
В ходе работ планируется провести исследования, направленные на создание концепции полностью автоматической авиатранспортной системы. Ключевым элементом является инновационная концепция «4-мерных контрактов», которая заключается в осуществлении полетов беспилотными летательными аппаратами, в том числе пассажирскими, в неструктурированном воздушном пространстве. Безопасность и эффективность полетов должна обеспечиваться комплексом бортовых и наземных систем.
С российской стороны участниками проекта являются: ЦАГИ - один из ведущих российских центров авиационной науки и Монитор Софт - организация, сферой деятельности которой является автоматизация функционирования аэропортов и авиакомпаний, а также создание наземной инфраструктуры связи в целях УВД. ЦАГИ является координатором первого рабочего пакета, целями которого являются разработка перспективной концепции ОрВД и формирование требований к основным элементам системы. В числе основных задач ЦАГИ – разработка алгоритмов планирования/перепланирования воздушного движения, перспективного комплекса «система самолетовождения – автопилот», реализующего принципы 4-мерного управления траекторией.
Кроме российских участников в проекте принимают участие 12 организаций из 6 стран: ONERA, THALES, ERDYN, ENAC (Франция), NLR (Нидерланды), DLR (Германия), Alenia Aeronautica, CIRA (Италия), TECHNION, IAI (Израиль), Университет г. Патрас (Греция).
На состоявшемся мероприятии прошло подробное обсуждение координации взаимодействия между партнерами в процессе выполнения проекта, в том числе приняты решения по таким ключевым вопросам, как моделирование воздушного пространства, аэропортов и самолетов, способы представления ограничений, методы идентификации и предотвращения столкновений, оптимизация траекторий, хранение «4-мерных контрактов» и др.