Версия для печати
Вернуться к списку
Ученые записки ЦАГИ, №1, 2009 г.
№1, 2009 г. 1. В. Д. Боксер, А. В. Волков, А. В. Петров. ПРИМЕНЕНИЕ ТАНГЕНЦИАЛЬНОГО ВЫДУВА СТРУЙ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ СВЕРХКРИТИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ ПРИ БОЛЬШИХ ДОЗВУКОВЫХ СКОРОСТЯХ. Рассматривается проблема создания высокоскоростных сверхкритических Крыловых профилей с пониженным уровнем сопротивления при больших дозвуковых скоростях. Предлагаемая концепция заключается в использовании тангенциального выдува высоконапорной струи малой интенсивности для ликвидации волнового отрыва, обусловленного скачком уплотнения, замыкающим местную сверхзвуковую зону на профиле. Выполнены расчетные оценки возможности уменьшения сопротивления сверхкритических крыловых профилей второго поколения с низким уровнем волнового сопротивления в условиях турбулентного обтекания путем тангенциального выдува струй на верхней и нижней поверхностях при значениях Су = 0.55 и Re = 40 • 106 в диапазоне чисел М = 0.7-0.88. 2. А. П. Курячий. ОБ УСТОЙЧИВОСТИ ЛАМИНАРНОГО ПОГРАНИЧНОГО СЛОЯ НА ПЛАСТИНЕ ПРИ ЭЛЕКТРОГИДРОДИНАМИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ. В локально-однородном приближении сформулирована задача на собственные значения, описывающая развитие малых возмущений в ламинарном пограничном слое униполярно заряженной несжимаемой жидкости, обтекающей плоскую диэлектрическую пластину, с учетом взаимодействия между гидродинамическими и электрическими возмущениями. Выполнены расчеты кривых нейтральной устойчивости в различных сечениях потока при различных параметрах задачи. Показано, что возможность значительного повышения устойчивости пограничного слоя обусловлена, главным образом, увеличением продольной компоненты скорости основного стационарного течения и абсолютного значения ее второй производной поперек пограничного слоя. 3. Р. М. Миргазов, В. М. Щеглова. ВЛИЯНИЕ ДАЛЬНЕГО ВИХРЕВОГО СЛЕДА ОТ НЕСУЩЕГО ВИНТА НА ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛИЖНЕГО ПОЛЯ СКОРОСТЕЙ. Кратко изложен экономичный, комбинированный метод определения формы вихревой пелены и индуктивных скоростей от нее как на диске несущего винта, так и непосредственно внутри пелены для режимов горизонтального полета, который включает в себя определение индуктивных скоростей от нелинейных вихревых следов протяженностью в nv деформированных витков спиралей следа (nv — число витков) с дальнейшим добавлением к ним скоростей от удаленного вихревого следа, подсчитанных по дисковой теории. Оценены поправки к индуктивным скоростям от укороченного следа при учете вихревого удаленного следа для индуктивных скоростей, направленных не только вдоль оси у, но и в направлении осей х и z. Проведены расчеты для значений характеристики режима полета μ= 0.31 и 0.0917. Результаты расчетов индуктивных скоростей представлены для разной протяженности нелинейного вихревого следа в сравнении с индуктивными скоростями, определенными по комбинированному методу. Произведена оценка влияния поперечных вихрей на индуктивные скорости. 4. С. В. Матяш. НОВЫЙ МЕТОД ПОСТАНОВКИ ГРАНИЧНЫХ УСЛОВИЙ НА УДАЛЕННОЙ ГРАНИЦЕ В КОНЕЧНО-ОБЪЕМНЫХ МЕТОДАХ ЧИСЛЕННОГО РЕШЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. Предлагается новый способ задания граничных условий на удаленной границе для использования в численных методах конечного объема. Простые соотношения, моделирующие бесконечно удаленную границу, являются универсальными, не зависят от формы границы и ее близости к телу (до расстояния порядка размера тела) и используют только информацию в районе границы без непосредственного учета обтекаемого тела. Рассмотрено применение данного алгоритма на примере двумерных задач. Показано преимущество перед использованием стандартных условий Римана по точности вычислений на расчетных сетках с близкой границей. 5. С. В. Дубинский, М. А. Иванькин, А. К. Трифонов. АВТОКОЛЕБАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ПОЛОСТИ ЗАКРЫТОГО КАНАЛА, ОБРАЩЕННОГО НАВСТРЕЧУ НАБЕГАЮЩЕМУ ПОТОКУ. Приведены результаты экспериментальных и расчетных исследований колебаний давления в канале при нулевом расходе воздуха. Исследования проведены при числах Маха набегающего потока Mн =0,5 - 4. Показаны особенности автоколебательного процесса, реализующегося в канале. 6. Б. М. Ефимцов, А. Я. Зверев. ИЗЛУЧЕНИЕ ЗВУКА ПЛАСТИНОЙ, СВЯЗАННОЕ С ЕЕ ИНЕРЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В НЕОДНОРОДНОМ ПОЛЕ ПУЛЬСАЦИЙ ДАВЛЕНИЯ. Решается задача излучения звука пластиной, подверженной воздействию неоднородного по пространству случайного поля пульсаций давления. Рассматривается нерезонансный механизм излучения звука. Получены выражения для оценки спектральной плотности звукового давления и звуковой мощности, излучаемой пластиной при ее инерционном поведении. Анализируется влияние параметров возбуждающего поля на излучаемую пластиной звуковую мощность. 7. В. Е. Мошаров, А. А. Орлов, С. П. Остроухов, В. Н. Радченко. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРЫВА НА ЛОПАСТЯХ ВОЗДУШНОГО ВИНТА МЕТОДАМИ ШЕЛКОВИНОК И «ЛАЗЕРНОГО НОЖА». Представлены результаты экспериментального исследования обтекания лопастей воздушного винта методами шелковинок и «лазерного ножа». Показано, что отрыв потока в прикомлевых сечениях лопасти не приводит, как это предполагалось ранее, к быстрому распространению его на всю лопасть. 8. М. Г. Глубокая. МЕТОД КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА ВЗЛЕТА ПО ФУНКЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ВЗЛЕТНОЙ МАССЫ. Разработан метод контроля процесса взлета самолета, позволяющий распознавать опасные отклонения во взлетных характеристиках, приводящие к дефициту темпа разбега. Контроль темпа разбега осуществляется по оценке «эффективной взлетной массы», которая в условиях отсутствия возмущающих факторов является постоянной величиной на протяжении всего разбега, что позволяет упростить процесс ее контроля.
Вернуться к списку