Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG
Версия для печати

Как летает вертолет?

10 Сентября 2020

Основной̆ элемент, отличающий вертолет от других летательных аппаратов — несущий винт. Его лопасти соединены с двигателем через главный̆ редуктор и по своей форме напоминают аэродинамический̆ профиль крыла самолета. В результате разности давлений под лопастью и над ней̆ образуется подъемная сила, что обеспечивает вертикальный полет.

Можно сказать, что принцип создания подъёмной̆ силы на самолетах и вертолетах довольно схож, — балом правит аэродинамика, но как управлять винтокрылой̆ машиной, у которой нет отклоняемых аэродинамических поверхностей̆ как у самолёта?

Для этого служит гениальное изобретение: автомат перекоса, который связан с несущим винтом и позволяет менять угол установки лопастей винта. Углом установки называют угол между хордой̆ лопасти и плоскостью вращения винта.

Одновременное изменение этого угла для всех лопастей приводит к увеличению или уменьшению так называемого общего шага винта, другими словами подъёмной̆ силы, создаваемой̆ несущим винтом, что позволяет управлять вертолетом по вертикали. Повороты вправо или влево, полет вперёд или назад выполняются при помощи изменения циклического шага, угла установки отдельных лопастей в зависимости от положения данной лопасти в процессе вращения.

Например, для движения вперёд в момент, когда лопасть проходит над кабиной̆ пилотов, угол её установки увеличивается, а когда та же лопасть проходит над хвостом вертолета уменьшается: таким образом, создаётся момент, который наклоняет вертолет вперёд и обеспечивает движение прямо. Точно также это работает и для других направлений движения.

Однако если бы у вертолета был только один винт, он бы крутился вокруг своей оси. Для стабилизации положения геликоптера используют рулевой винт в задней части хвоста вертолета, который создает боковую тягу и компенсирует момент вращения вокруг своей оси от несущего винта. Иногда вместо него делают 2 соосных несущих винта, вращающихся в разные стороны.

Пресс-служба ФГУП «ЦАГИ»
(495) 556-40-32
(495) 556-40-38
press@tsagi.ru


Вернуться к списку

Яндекс.Метрика