100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: самолет-амфибия Бе-103
13 Июля 2018
15 июля 1997 года в воздух впервые поднялся легкий самолет-амфибия Бе-103. Многоцелевой летательный аппарат, способный взлетать с водоемов и суши, предназначался для пассажирских и грузовых перевозок в труднодоступных регионах. По замыслу конструкторов ТАНТК им. Г.М. Бериева Бе-103 мог осуществлять взлет и посадку на грунтовой дороге, реке или озере.
Воздушное судно стало промежуточным звеном между сухопутными самолетами и вертолетами. Бе-103, перевозивший
При проектировании внешний облик амфибии несколько раз изменялся. Специалисты рассматривали компоновку с одним мотором, но в итоге, исходя из российских и международных авиационных правил, установили два двигателя мощностью 210 л.с. Они расположились на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, что исключало попадание в них воды.
Важным для летных характеристик Бе-103 оказался вклад ученых Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского. Прежние компоновки, подобно самолетам-амфибиям А-40 и Бе-200, вобрали в себя все самые передовые достижения гидродинамики тех лет и не давали возможностей для дальнейшего совершенствования. Поэтому в ЦАГИ для Бе-103 предложили принципиально новую схему — низкорасположенное крыло с наплывом, глиссирующее на сходящих с носовой части фюзеляжа струях. Это увеличило устойчивость самолета и улучшило его взлетно-посадочные и весовые характеристики. На гидробазе ЦАГИ также прошли экспериментальные исследования новой компоновки для подтверждения теоретических расчетов.
Самолет-амфибия совершил первый взлет с воды в апреле 1998 года. После всех необходимых испытаний в 2001 году Бе-103 прошел сертификацию, а несколько месяцев спустя начался выпуск первых серийных крылатых машин.