100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ: вентиляторы московского метро
7 Мая 2018
Московский метрополитен — признанное достижение строительной и архитектурной мысли. Сегодня столичная «подземка» включает Московское центральное кольцо и Московскую монорельсовую транспортную систему и составляет 252 станции на 14 линиях общей протяженностью 424,7 км. Решение о строительстве метрополитена в Москве было принято 15 июня 1931 года Пленумом ЦК ВКП(б), а 15 мая 1935 года состоялось открытие его первой очереди. Однако не все знают, что в создание этого важнейшего объекта транспортной инфраструктуры столицы внес свой вклад ЦАГИ.
Ученые института, в числе которых ученики Н. Е. Жуковского профессор К. А. Ушаков и инженер И. О. Керстен, были привлечены к исследованию основных принципов вентиляции метрополитена и проработке ее схем. В институте проводились расчетные и экспериментальные исследования, в том числе в аэродинамической трубе.
Результаты помогли впервые в мировой практике создать основную систему тоннельной вентиляции, которая была объединена между станциями и перегонными тоннелями, — так называемая «система механического побуждения и реверсивного действия». Ее суть в следующем: в теплое время года воздух снаружи подавался на станции, проходил по перегонным тоннелям, где поглощал выделяющееся из них тепло, вредные газы и пыль, а затем из них выводился наружу. Оставшаяся часть тепла поступала в грунты и окружающие тоннели, нагревая их. В холодный период система реверсировалась: изменяла свое направление, и тогда воздух снаружи подавался в перегонные тоннели. Он охлаждал грунты до естественных температур, поглощал тепло, вентилировал тоннели и станции. Уже подогретый поступал на станции, а затем — на поверхность.
Одним из важных вопросов явилась разработка вентилятора. К этому моменту ЦАГИ имел научный задел в области методов аэродинамического проектирования и экспериментального исследования различных устройств для перемещения воздуха. Так, в
Не стала исключением транспортная инфраструктура: ученые института разработали осевые вентиляторы для московского метрополитена первой очереди. В процессе развития метрополитена и введения новых линий эти устройства совершенствовались, повышался их коэффициент полезного действия. Так исследования ЦАГИ в области промышленной аэродинамики нашли отражение в решении практических задач городского транспорта столицы.