В ЦАГИ работают над улучшением аэродинамических характеристик планирующего парашюта
17 Июля 2014
В Центральном аэрогидродинамическом институте им. профессора Н.Е. Жуковского прошли испытания планирующего парашюта ПО-26 в натурной дозвуковой аэродинамической трубе. Цель эксперимента заключалась в определении особенностей обтекания верхней кромки его воздухозаборника. Полученные специалистами данные позволят сформировать рекомендации по улучшению аэродинамических характеристик парашюта.
Исследование проводилось методом PIV-визуализации: система PIV «ПОЛИС», задействованная в экспериментах, позволяет получать мгновенные двумерные поля скоростей потока в заданной с помощью лазерного «ножа» плоскости. Суть технологии — в освещении лазером струи дыма, впрыскиваемой в поток воздуха, и фотографирование частиц через определенные временные интервалы. Благодаря этому, можно видеть характер течения вблизи интересующих исследователей областей объекта (в данном случае — парашюта). В ходе испытаний ученые обнаружили специфические застойные зоны обтекания вблизи воздухозаборника парашюта, наличие которых приводит к ухудшению интегральных аэродинамических характеристик парашюта.
«Исследование интересно и в методическом плане — ведь все средства визуализации потока, которые используются сегодня, ориентированы на небольшие жесткие модели и малые трубы. А в данном случае мы имели дело с нежесткой подвижной конструкцией (парашютом) и обширной рабочей частью трубы. Это сильно осложняло эксперимент», — прокомментировал итоги работ ведущий инженер отделения динамики и систем управления летательными аппаратами ЦАГИ Александр Свириденко. Специалист также подчеркнул, что использование мягких оболочек в авиации — одно из перспективных направлений. Поэтому, с методической точки зрения, проводимые в ЦАГИ испытания в будущем применимы и для других объектов. «Время простых решений прошло. Как спроектировать парашют, примерно все знают, парашютная техника давно используется. Сегодня борьба идет за повышение аэродинамического качества. И здесь ученым приходится искать резервы, обнаружить которые можно в ходе подобных экспериментов», — резюмировал Александр Свириденко.
Начальник отдела натурных труб отделения аэродинамики силовых установок ЦАГИ Анатолий Сойнов, в свою очередь, отметил: «Полученные результаты вдвойне ценны для нас как опыт применения метода визуализации потока в данной аэродинамической трубе. В дальнейшем этот задел может быть использован и для исследования обтекания объектов жесткой формы».
В этом году ученым российского центра авиационной науки предстоит очередной этап испытаний для получения полного спектра аэродинамических характеристик парашюта. Запланировано проведение работ на уникальном стенде управляемых планирующих парашютов, аналогов которому нет в мире. Их результаты будут представлять особую ценность для специалистов в области аэродинамики и динамики полета.