Директор ЦАГИ: наш сверхзвуковой самолёт будет интересен заказчикам из США / news.ru
23 Июля 2021
Авиасалон МАКС-2021 уже подарил посетителям множество ярких новинок, начиная с истребителя пятого поколения Checkmate от «Сухого» и заканчивая современным беспилотником «Орион». Однако главным открытием юбилейной выставки, пожалуй, стала скрытая от большинства зрителей разработка сверхзвукового пассажирского самолёта Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ). Ещё недавно о таком проекте в России могли только мечтать — было много других неотложных задач. Однако недавно Владимир Путин решил помочь воплотить смелую задумку жуковских учёных в реальность — правительство будет содействовать институту в реализации амбициозного проекта вплоть до 2030 года. За это время самолёт должен пройти первые испытания и принять на борт первых пассажиров, чтобы окончательно стереть границы между государствами — ведь для сверхзвука таковых попросту нет. О революционном российском научном проекте NEWS.ru рассказал член-корреспондент РАН и гендиректор ЦАГИ Кирилл Сыпало.
Пассажирские сверхзвуковые самолёты появятся в России не раньше 2035 года
— Ранее вы говорили, что что планируете запустить пилотную версию сверхзвукового самолёта уже в 2024 году...
— Не совсем так. Мы говорили о том, что должны сделать демонстратор и затем приступить к испытательным полётам.
— Когда намечены первые официальные полёты и насколько массовым будет производство?
— ЦАГИ не является производителем самолетов, но надеюсь, что коллеги из КБ воспримут все наши разработки. В любом случае первым, конечно, должен появиться «Бизнесджет».
В дальнейшем же при доведении технологий до соответствующего уровня готовности мы будем говорить и о пассажирских сверхзвуковых моделях второго поколения. Но это рубеж 35-го, 40-го года, такой массовый серийный многоместный самолёт.
— В России так сложилось, что населению в своей массе эти проекты неинтересны. В этой связи в целом зачем такой технологичный проект нужен обычному россиянину?
— Может быть, в такой непосредственно прямой постановке — да, возможно, и не нужен. Но, во-первых, это культура. Когда появился первый сотовый телефон, он тоже стоил бешеных денег, однако всё равно воспринимался бизнес-сообществом как средство необходимой коммуникации.
Сейчас же у каждого их по несколько штук, поэтому если мы сможем сделать технологию более доступной, сопоставимой со стоимостью поездки на широкофюзеляжном самолёте, наверняка вы согласитесь полететь во Владивосток не за восемь часов, а за три.
Да, и в тот же Таиланд слетаете обязательно, не тратя сутки драгоценного отпуска, сделав поездку к тому же приятной и короткой. Именно поэтому вопрос больших скоростей при передвижении всегда интересовал человечество.
Кирилл Сыпало,tsagi.ru
«Наш сверхзвуковой уже в обозримом будущем станет самолётом обычного использования»
— Ваш проект ориентирован в первую очередь на внутренний рынок или же вы рассматриваете и зарубежные варианты поставок?
— В дальнейшем мы планируем выпускать продукцию не только для внутреннего пользования. Однако не всё зависит от нашей воли, мы занимаемся проектировкой и разработкой. Основную роль будут играть всё же КБ (конструкторские бюро) и бизнесмены. Однако я с уверенностью могу сказать, что сверхзвук в первую очередь будет интересен заказчикам в плане трансатлантических перелётов — в те же США, Австралию или Южную Америку.
— Вы уже упомянули о сверхвысокой стоимости перелётов даже для обычных гражданских самолётов, а с учетом высоких сверхзвуковых технологий цена наверняка будет ещё больше...
— Если первым появится «Бизнесджет», то стоимость билета должна быть сопоставима с ценой в обычном бизнес-классе, по крайней мере, будет несильно её превышать. Мы решили сначала сделать бизнес-модель из-за большей востребованности перелётов через океан в деловых и административных кругах (чиновников, госдеятелей и так далее).
Впоследствии при расширении размерности и выработке необходимых технологий этот принцип сохранится для среднестатистических пассажиров. Наш сверхзвуковой уже в обозримом будущем станет самолётом обычного использования.
— Звучит довольно фантастично...
— Да. Но сейчас, например, мы видим, как два частных проекта Ричарда Брэнсона и Джеффа Безоса по полёту в открытый космос воспринимаются как экзотика, мечта... Американские бизнесмены шли к этому всю жизнь, однако уже в скором времени посещение безвоздушного пространства будет доступно для наших детей. То же самое, надеюсь, произойдёт и с нашей сверхзвуковой разработкой.
Cover Images/Keystone Press Agency/Global Look Press
«Государство поверило в нас, а мы постараемся не подвести»
— У вас есть объяснение, почему в России в отличие от США ключевые научные проекты не находят должного отклика у частных инвесторов?
— Это не совсем так. Я совершенно точно знаю, что пару-тройку перспективных проектов у нас в стране удалось реализовать при помощи частных инвестиций. Это и авиакомпания S7, и проекты, которая она развивает.
Непростые экономические времена 90-х годов сейчас компенсируются пока в основном за счёт государства. Однако я надеюсь, в ближайшее время ситуация на инвестиционном научном рынке изменится.
— Для частного бизнеса вложиться в неизвестный проект всегда рискованно...
— Да, к тому же у нас малый и средний бизнес ещё не так развит, как в западноевропейских странах. Для российского делового сообщества характерны вложения в традиционные бытовые сферы, нежели в высокие технологии, где требуются долгосрочные инвестиции и нет гарантированной прибыли.
— Вы говорили, что Путин принял решение профинансировать проект до 2030 года...
— Он согласился с представлением Министерства промышленности и торговли о финансировании перспективных разработок, среди которых и сверхзвук. Без поддержки президента этот проект никогда бы не состоялся. Государство поверило в нас, а мы, в свою очередь, постараемся не подвести.