Международная встреча по проекту SADE
6 Декабря 2011
В проекте участвуют 13 ведущих научных и конструкторских авиационных центров Европы, в их числе Центральный аэрогидродинамический институт, Немецкий аэрокосмический центр (DLR, Германия), Технологический университет Делфта (TU Delft, Нидерланды), Аэрокосмическая экспериментально-исследовательская организация (VZLU, Чехия), Шведское оборонное исследовательское агентство (FOI, Швеция), Итальянский исследовательский аэрокосмический центр (CIRA, Италия), компания Airbus Operations GmbH (Airbus, Германия), Европейская аэрокосмическая оборонная компания (EADS, Германия), исследовательская авиационная ассоциация (ARA, Великобритания) и др.
Отправным пунктом проекта SADE стали исследования Центрального аэрогидродинамического института в области адаптивных крыльев. ЦАГИ является лидером ведущего раздела проекта, ответственным за создание и испытания в АДТ Т-101 демонстратора-модели прямого крыла с умной механизацией. Институт отвечает также за расчетно-экспериментальные исследования одного из вариантов «умной» механизации — с использованием целесообразно—деформируемых (или селективно-деформируемых) конструкций, получивших за рубежом известность как SDS-конструкции (selectively-deformable structures). В основе этих конструкций — элементарная ячейка, имеющая минимальную жесткость на растяжение-сжатие в одном направлении при заданной жесткости на изгиб, кручение, сдвиг, а также растяжение-сжатие во всех остальных направлениях. Это изобретение главного научного сотрудника отделения норм прочности, нагрузок и аэроупругости, д. т. н. Геннадия Амирьянца было удостоено золотой медали Всемирного салона изобретений в Брюсселе.
Наряду с концепцией SDS ученые и специалисты рассматривают несколько других вариантов исполнения адаптивных органов управления, предложенных европейскими партнерами. Задача специалистов — выбрать наиболее перспективные в аэродинамическом и весовом отношениях варианты на основе комплексного расчетно-экспериментального исследования.
В следующем году в институте предстоит сборка с кессоном демонстратора, изготовленным в ЦАГИ, «умной» передней кромки (разработки немецких партнеров) и закрылка (конструкции итальянских партнеров), подготовка и проведение испытаний демонстратора в аэродинамической трубе (АДТ) Т-101.
На прошедшей встрече участники проекта обсудили состояние исследований по каждому из разделов. Были намечены графики завершения расчетно-экспериментальных работ в обеспечение безопасности испытаний демонстратора в АДТ Т-101 по условиям прочности и флаттера, графики подготовки и проведения испытаний с участием специалистов научно-исследовательских отделений института и партнеров ЦАГИ.
В рамках встречи иностранные представители посетили экспериментальную базу института: лабораторию исследования композитных конструкций и лабораторию динамически подобного моделирования, аэродинамические трубы Т-101 и Т-104.
Как отметил руководитель проекта Ханс Петер Моннер, для участия в данной встрече в ЦАГИ собралось большое количество партнеров по программе — экспертов и специалистов со всей Европы: «Я впервые в ЦАГИ и нахожусь под большим впечатлением от экспериментальных установок института. Запланированные испытания демонстратора в АДТ Т-101 ЦАГИ являются ключевым моментом нашего проекта. Результаты исследований по программе SADE будут иметь большое значение для дальнейших проектов, посвященных адаптивным элементам механизации».
Научный руководитель раздела проекта от ЦАГИ Геннадий Амирьянц подчеркнул, что высокую оценку иностранных партнеров получила значительная работа по проекту SADE, которую в плодотворном сотрудничестве с европейскими партнерами своевременно и качественно выполняет большая команда специалистов ЦАГИ: ученых, конструкторов и производственников научно-технического центра и опытного производства научно-производственного комплекса института, отделений аэродинамики силовых установок, измерительной техники и метрологии, норм прочности, нагрузок и аэроупругости ЦАГИ.
Проект SADE
Главные задачи российских и зарубежных участников программы заключаются в повышении аэродинамического качества и топливной эффективности летательных аппаратов, а также в снижении шума и вредных выбросов на всех режимах полета, прежде всего, взлетно-посадочных, а также крейсерских режимах. Таким образом создается предпосылка к повышению совершенства и конкурентоспособности перспективной авиационной техники.