Версия для печати
Аэродинамическая труба Т-103
Основные параметры
Скорость потока | 10–80 м/с |
Число Re на 1 м | до 5.5∙106 |
Полное давление | атмосферное |
Скоростной напор | до 4.0 кПа |
Температура торможения | окружающей среды |
Диапазон углов атаки (α) | -16°-54° |
Диапазон углов скольжения(β) | ±24° |
Размеры рабочей части: | |
Сечение сопла (эллипс) | 4.0 х 2.33 м |
Длина рабочей части | 3.8 м |
Общее описание
Т-103 — аэродинамическая труба непрерывного действия, замкнутого типа, с одним обратным каналом и открытой рабочей частью предназначена для исследования аэродинамических характеристик моделей самолетов на режимах взлета, посадки и малых скоростей полета.
Воздушный поток в трубе создается вентилятором, приводимым в движение двумя электродвигателями постоянного тока общей мощностью 4400 кВт. Основные испытания проводятся с использованием электромеханических весов на специальной платформе. Кроме весовых испытаний, в аэродинамической трубе проводятся различные аэрофизические исследования.
Контроль, регистрация, сбор и обработка результатов испытаний производятся на современном измерительно-вычислительном и управляющем комплексе в процессе эксперимента. В трубе на штатной ленточной подвеске испытываются модели с площадью крыла до 0.8 м2, размахом до 2.5 м и длиной до 2.5 м.
Возможности
Аэродинамическая труба Т-103 обеспечивает проведение следующих видов испытаний и исследований:
- определение суммарных аэродинамических характеристик моделей с помощью шестикомпонентных электромеханических весов,
- в том числе при моделировании влияния работы двигателей;
- тензометрические измерения аэродинамических нагрузок на органах управления выполняются отдельно или одновременно с весовыми измерениями полной модели;
- измерение распределения давления по поверхности модели с использованием электронных модулей;
- измерения полей скоростей вблизи моделей;
- различные способы визуализации течения на поверхности модели и вблизи нее;
- исследования характеристик статической и динамической аэроупругости на специальных моделях;
- исследования траектории отделения динамически подобных моделей;
- определение аэродинамических коэффициентов демпфирования на специальной установке для определения вращательных производных;
- испытание моделей с имитацией струй реактивных двигателей холодным сжатым воздухом;
- исследование течений в каналах воздухозаборников.
Практическое применение
Вышеперечисленные возможности аэродинамической трубы Т-103 в течение 70 лет используются для экспериментальных исследований моделей летательных аппаратов различного назначения. Особую роль Т-103 играет при отработке базовых аэродинамических компоновок отечественных самолетов и их совершенствовании в дальнейшем.